Отец Пётр Мещеринов говорит, что для существования общины необходима враждебная внешняя среда. Это верно.
Но не всегда враждебная среда может пониматься как гонения или воинствующее язычество (или атеизм, и т.п.) вокруг. Ещё о. Пётр делает акцент на том, что следует не формально создавать общины, а стараться воспитать и вырастить нормальных людей.
В одном случае он понимает гонения как нечто всеобщее, а в случае общины — говорит о том, из чего всякое «всеобщее» образуется — то есть о каждом отдельно взятом человеке.
Но дело в том, что для каждого (или почти каждого) отдельно взятого молодого христианина сейчас даже не нужны «всеобщие» гонения.
В нашем обществе люди и так достаточно разделены и находятся во враждебной среде с самого начала. Человек, который серьёзно чем-то увлекается, довольно часто воспринимается остальным большинством как немного странный, и нередко вызывает неприязнь к себе (ну не любят у нас тех, кто чем-то выделяется — не любят с самого начала: с детского сада, со школы). Естественно, этой особенности увлечения чем-нибудь вовсе не обязательно носить какой-то ярко окрашенный религиозный оттенок.
Но нас интересует вопрос именно в отношении веры. Просто представим себе молодого человека.
Предположим, что он, так или иначе, учась в школе или институте, заинтересовался христианством. В своём классе или группе он вряд ли встретит много единомышленников. Скорее всего — не больше одного или двух. И они будут теми людьми, с которыми он сможет говорить по-душам о том, что его интересует.
Людям вообще свойственно сбиваться в кружки по интересам — будь то любовь к какому-либо музыкальному стилю, литературе, ролевым играм и тому подобному. И, рано или поздно, человеку становится мало одного или двух собеседников: он начнёт искать в интернете или через своих знакомых ещё людей, подобных ему.
Если увлечение достаточно серьёзно — рано или поздно он их находит. Ведь это естественно — общаться с теми, кто тебе интересен, потому что собеседника интересует то же самое, что и тебя.
Именно с такими людьми человек стремится общаться в своё свободное время, а не со всеми остальными: ведь со всеми остальными он и так вынужден общаться в институте, на работе и т.д.
И выходит, что даже безо всякой внешней враждебности человек оказывается в том окружении, которое ему было нужно, не очень-то и желая выходить за его пределы.
Рокеры общаются с рокерами, ролевики — с ролевиками, фашисты — с фашистами, а Христиане — с Христианами.
Человеку из субкультуры всё остальное общество не представляется особенно интересным, как и многие остальные субкультуры (кроме смежных).
А внутри субкультуры, то есть круга людей, которые имеют те же интересы, что и он сам, ему становится намного проще найти себе друзей.
Скажем, если в обычной среде ему сложно было найти хотя бы человека с такими же интересами, то внутри «своей тусовки» ему уже не надо искать их — там все такие.
И внутри неё он занимается уже совсем другим — ищет друзей и наиболее близких людей — то есть тех, с которыми ему особенно хорошо и уютно. И обычно находит.
Поэтому двигаться куда-то ещё, от этой среды, у него попросту нет мотивов.
Он, вместе с кругом своих друзей, становится небольшой ячейкой — одной из многих, из которых составляется всё общество ему подобных. А в таких обществах все друг с другом связаны.
Один знает одного, другой — другого: в результате все связаны друг с другом через цепочки общих знакомых. И отношения среди таких людей совсем не такие, как среди каких-нибудь безликих одноклассников или однокурсников.
Так что найти общину себе подобных — для молодого христианина совсем не такая уж непосильная проблема. Это дело времени. Другое дело — общины людей разного возраста, и общины на уровне прихода.
И тут всё зависит от того, как именно поколения воспринимают свою веру.
Например, в неформальной тусовке я общался с людьми намного старше меня, и видел тех «олдовых хиппи» (не в смысле того, что они были разгильдяями, а в отношении принадлежности к определённому культурному пласту), которые начали свой путь ещё в советскую бытность и годились бы мне в отцы.
И с ними я прекрасно ладил, у нас были не только общие интересы и темы для разговора, но в результате беседы поднимались и возникали очень интересные вопросы, в том числе по поводу современной жизни и событий - и взгляды довольно часто совпадали. Мы были как-бы «из одной песочницы», но они — уже много повидавшие и сделавшие, а я — меньше.
Возраст не был помехой к общению (по этому поводу, как конкретный пример, рекомендую прочесть этот пост С. Калугина). И это потому, что для них существующее внутри их субкультуры было очень важно — они серьёзно к этому относились. И если я тоже серьёзно к этому относился и по-настоящему интересовался - нам было чем поделиться друг с другом: мне — узнать опыт бывших до меня, им — лучше понять то, какими глазами видит мир следующее за ними поколение.
Христианам, которые серьёзно относятся к своей вере, всегда будет несложно найти общее основание для общения, независимо от возраста. Потому что они живут одним и тем же.
Так что и разный возраст — тоже не помеха для общины.
А тем, кто «православные» по названию, или потому что так сейчас принято... С такими настоящему христианину говорить не о чем — ни ровесникам, ни разновозрастным.
Подведу итог: когда я тусовался с рокерами и ролевиками (а я и сейчас это делаю время от времени), не было никакой ярко выраженной враждебной внешней среды.
Но мы к окружающему миру относились как к чему-то не особенно интересному. Обычных людей называли «цивилами», и в некоторых устах это слово звучало пренебрежительно.
Мир жил не тем, чем жили мы. А мы жили не тем, чем жил мир. Во всяком случае, тогда нам так это представлялось. И мы общались с себе подобными.
Не побоюсь этого слова, но в некотором смысле это была община.